Вчора
4 травня
1 травня
30 квітня
29 квітня
28 квітня
27 квітня
26 квітня
25 квітня
23 квітня
19 квітня
18 квітня
17 квітня
16 квітня
14 квітня
13 квітня
12 квітня
10 квітня

Условия наступления страхового случая в деле об угоне автомобиля

Верховный суд разъяснил условия наступления страхового случая в деле об угоне автомобиля.

Об этом информирует Юрлига.

Отмечается, что истец обратился в суд с иском к страховой компании, в котором просил взыскать страховую выплату в связи с наступлением страхового случая (угона автомобиля).

Истец указал, что уведомил ответчика о страховом случае, однако последний отказал в выплате страхового возмещения с непредоставлением полного комплекта ключей от транспортного средства.

Местный суд отказал в удовлетворении иска.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что истцом были нарушены условия хранения транспортного средства, и тем, что последним не был передан страховой компании полный комплект ключей от автомобиля, а потому отказ страховщика является правомерным.

Апелляционный суд согласился с таким выводом, изменив решение местного суда в части взыскания судебного сбора.

Однако коллегия судей Гражданского суда ВС частично удовлетворила кассационную жалобу истца. Верховный Суд отменил постановление апелляционного суда в части решения исковых требований о взыскании страхового возмещения и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О страховании», страховой случай — это событие, предусмотренное договором страхования или законодательством, которое произошло и с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить страховую выплату страховой суммы (страхового возмещения) страхователю, застрахованному или другому третьему лицу. Какое именно событие признается страховым случаем, должно быть подробно указано в договоре страхования.

Из материалов дела усматривается, что ответчиком в выплате страхового возмещения истцу было отказано, поскольку последний полных — два комплекта ключей, от транспортного средства страховщику своевременно не предоставил, вместе с тем, в случае угона одного комплекта ключей от транспортного средства своевременно — в течение трех дней, страховщика об этом письменно не уведомил и хранил транспортное средство не в гараже или на стоянке, как это предусмотрено условиями договора.

ВС указал, что поскольку истец в предусмотренный договором срок сообщил о наступлении страхового случая, но не предоставил все документы, касающиеся страхового случая, суд апелляционной инстанции, установив, что истец уведомил страховую компанию, что на момент подачи заявления ответчика у него отсутствовали ключи зажигания и свидетельство о регистрации транспортного средства в связи с тем, что они были изъяты и приобщены к материалам уголовного производства, не проверил, может ли быть указано основанием для отказа в выплате страхового возмещения, при условии, что это не избавило страховщика возможности узнать, является ли это событие страховым случаем.

Апелляционный суд не проверил утверждение истца о том, что вышеуказанный автомобиль им был приобретен у физического лица с одним комплектом ключей и именно такой автомобиль был застрахован страховщиком, не обратил внимания на то, что пунктом 6.2.2. договора предусмотрена передача «полного комплекта оригинальных ключей» и не указано, сколько конкретно их должно быть, не проверил вывод суда первой инстанции об обязательной наличии именно двух оригинальных ключей от транспортного средства у страхователя.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, указывая на обоснованность отказа страховой компании относительно выплаты страхового возмещения со ссылкой на ненадлежащее хранение транспортного средства (не в гараже или на стоянке), не обратил внимания на то, что автомобиль был угнан в промежуток времени с 20:00 до 21:00, а согласно условиям заключенного между сторонами договора (пункт 3.5) указанный автомобиль не должен храниться в такой промежуток времени на стоянке или в гараже.